Иерусали́мское короле́вство

10991291 гг.

Государство, созданное участниками I Крестового похода1096кон. 99 после захвата ими Иерусалима 15 июля 1099 г.; находилось на территории современного Израиля, Ливана и части Иордании. Столицей королевства был Иерусалим.

Первым правителем с титулом «защитника Гроба Господня» был избран Готфрид Бульонский1099, его наследники приняли титул королей.

Исторический очерк

Иерусалим с ближайшими городами Тиром и Акрой составляли королевский домен. В королевство входили три вассальных государства: графства Триполи и Эдесса и княжество Антиохия.

Среди других крупных феодов на территории королевства: графства Яффа и Аскалон, Крак (Монреаль), Галилея и Сидон. Привычные для европейцев (франков, как их называли на Востоке) западные традиции были адаптированы к местным условиям: нередко рыцарям в феод наряду с землей или даже взамен ее жаловались доходы от торговли. Однако рыцари должны были являться по первому требованию на военную службу и не могли откупиться деньгами, как это было возможно в Европе.

Уже при Готфриде Бульонском в качестве основных законов королевства были приняты «Иерусалимские ассизы». Главным судом королевства был Высший Суд, в котором заседали королевские вассалы. Для обсуждения политических вопросов нерегулярно созывался парламент — собрание представителей церкви, знати, представителей верхушки духовно-рыцарских орденов, иногда богатых и влиятельных горожан. Помимо обсуждения выбора союзников для войны и экстраординарных налогов парламент мог решать, например, вопрос выбора жениха для наследницы престола (хотя король мог и не следовать его решениям).

После взятия Иерусалима многие рыцари вернулись домой. Среди оставшихся в местном климате смертность была очень высока, приток переселенцев из Европы не мог ее компенсировать. Очень скоро жесткость времен завоевания Иерусалима сменилась относительно терпимыми отношениями с местным населением. Жители в зависимости от религии находились на разных ступенях общественной пирамиды. В самом низу считались мусульмане и евреи, они могли посещать Иерусалим, но жить там (по крайней мере официально) не имели права. Православные находились выше евреев и мусульман, но не считались равными франкам. Монофизиты считались еретиками, им было запрещено приближаться к Гробу Господню. Большая часть франков жила в городах, но некоторые поселились в своих поместьях. Возникли «новые города» (франц. villeneuves). Для того, чтобы увеличить долю западных христиан, поощрялось переселение с Запада свободных крестьян, которым давалась земля в обмен на 10% от произведенной продукции. За местным населением (в подавляющем большинстве мусульманским) были сохранены их наделы, а размер налогов и податей сохранился в том же объеме, что при мусульманских правителях. Королевские законы гарантировали кочевникам-бедуинам право беспрепятственного передвижения и пастьбы скота.

Наследники Готфрида Бульонского — Бодуэн I110018, Бодуэн II111831, Фульк Анжуйский113143(44) — стремились закрепиться на побережье, захватив основные приморские города. Особенно важное экономическое значение для королевства приобрел порт Акра, которую арабский писатель Ибн Джубайр в 1185 г. описывал как «цель кораблей и место встречи мусульманских и христианских купцов со всего мира». Важную роль в портовых городах играли итальянские общины — генуэзцы, венецианцы, пизанцы занимали отдельные кварталы, добивались для себя налоговых и юридических привилегий. Итальянцы занимались перевозкой паломников к святым местам. Наибольших размеров королевство достигло в правление Фулька. Храбрый воин, он, однако, не смог добиться отстранения от власти своей жены Мелисанды, дочери Бодуэна II и матери Бодуэна III114362. Фульк стал первым королем, заключившим союз с мусульманским правителем Дамаска для обороны от мосульского эмира Зенги, с которым безуспешно пытались бороться участники II Крестового похода114749 — в 1144 г. он взял Эдессу.

Бодуэну III удалось захватить Аскалон (1153), который долго удерживался Фатимидами. С его правления ведущая роль в защите Латинского Востока переходит к духовно-рыцарским орденам. Наследником Бодуэна III стал младший брат Амальрик116274. Он обратился за помощью в борьбе с турками к Западной Европе, но конфликт между Людовиком VII113780 и Генрихом II115489 помешал новому крестовому походу, хотя королевство и получило некоторую материальную и военную поддержку. Амальрик обратился за помощью к Византии, закрепив сотрудничество династическими браками. Амальрик ездил в Константинополь, где, возможно, дал вассальную клятву императору, но со смертью Мануила Комнина114380 сближение с Византией закончилось. Преемник Амальрика Бодуэн IV Прокаженный117485 из-за болезни не мог в полной мере управлять страной и иметь наследников. Египетский султан Салах-ад-Дин1169(1171)93 объединил прежде разрозненные силы мусульман и в 1187 г. захватил Иерусалим, первое Иерусалимское королевство прекратило свое существование.

III Крестовый поход118992 из-за раздоров между христианскими вождями закончился неудачно. Однако религиозное значение Иерусалима для Европы было слишком значительным, чтобы Запад отказался от него. Крестоносцам удалось отстоять небольшую территорию вокруг Акры. Акра стала столицей второго Иерусалимского королевства, в котором с 1197 г. правил Амальрик из династии Лузиньянов, кипрских королей. Его наследником стал французский рыцарь Жан де Бриенн, на избрании которого настоял французский король Филипп II Август11791223.

В 1229 г. Иерусалим был возвращен христианам императором Фридрихом II Штауфеном121150, который получил корону иерусалимского короля. В 1244 г. турки захватили Иерусалим, устроив жесточайшую резню, но часть владений осталась в руках европейцев. Здесь правили регенты, назначавшиеся высшим советом баронов.

В 1268 г. корону получил Гуго III Лузиньян, но он покинул королевство из-за раздоров с баронами. Среди франков все меньше оставалось потомков родов крестоносцев, из Европы переселялись в основном авантюристы в поисках легких доходов. Вражда между итальянскими городами влияла и на отношения среди итальянских поселенцев; так в 1256 г. в Акре между ними шла настоящая война. Последним регентом королевства в 1286 г. был избран Генрих II Лузиньян. В 1291 г. Акра пала, город и замки крестоносцев были полностью разрушены, хотя крепость сохранилась. Жители были убиты почти поголовно, оставшиеся проданы в рабство. Королевство перестало существовать, но титул иерусалимских королей сохранялся в династии Лузиньянов.

Культура крестоносцев

В завоеванных франками землях сложилась богатая культурная среда. Крестоносцы принесли с собой традиции родных мест — прежде всего Лотарингии, долины реки Маас, Нормандии, Иль-де-Франса и южной Франции, Италии конца XI в. В новых землях к западным традициям добавились местные. Произведения искусства по заказу крестоносцев создавались в основном местными мастерами, но с учетом вкусов франков. В живописи, лишь немногочисленные образцы которой сохранились, ощутимо византийское влияние (Богоматерь с Младенцем Glycophilousa в вифлеемском храме Рождества Христова), дополненное местными и западноевропейскими традициями. Вехой в развитии искусства крестоносцев стал храм Рождества в Вифлееме. Работами руководил греческий монах и мозаичист Эфраим, Базилий, создавший в центральном нефе мозаики с ангелами, был православный сириец, в южном трансепте работал венецианец Зан. Французское влияние явственно видно в храме Благовещенья, украшенном скульптурами по образцу французских. В интерьерах храма видно и мусульманское влияние. Скульптурами украшались и замки тамплиеров.

После падения Иерусалима и захвата святых мест характер искусства становится более светским. Сохранились немногочисленные памятники книжного искусства. Псалтырь Мелисанды, заказанная королем Фульком (скрипторий вифлеемского храма) проиллюстрирована в византийских традициях, а переплет из слоновой кости сделан французскими мастерами. Совершенно уникальна монументальная Библия, хранящаяся в настоящее время в Сан-Даниэли-дель-Фриули: ее буквицы в виде людей и животных сочетают византийские, армянские и сирийские элементы стиля и иконографии.

Энциклопедический словарь — M.: 2009Большая школьная энциклопедия : История Средних Веков — М.: Олма-пресс, 2000.Советская историческая энциклопедия / под ред. Е.М. Жукова — М.: Советская энциклопедия, 1973–1982.Полный список использованной литературы