Золотая Орда

черновик
Улус Джучи

Феодальное государство, основанное в начале сороковых годов XIII в. ханом Батыем123656, сыном хана Джучи?1226(1227) , в улус которого (выделен в 1224 г.) входили Хорезм, Северный Кавказ.

В итоге походов Батыя 1236-40 в З. О. вошли области волжских болгар, половецкие степи (см. Дешт-и-Кипчак), Крым, Зап. Сибирь. Власть ханов З. О. простиралась на терр. от ниж. Дуная и Финского зал. на З. до басс. Иртыша и ниж. Оби на В., от Черного, Каспийского и Аральского морей и оз. Балхаш на Ю. до Новгородских земель в р-не Сев. Ледовитого океана на С. Однако коренные рус. земли не входили в З. О., а находились в вассальной зависимости от нее, платили дань и подчинялись приказам ханов в ряде важных политич. вопросов. Просуществовала З. О. до 15 в. В вост. источниках гос-во наз. Улусом Джучи, в рус. летописях - З. О. Центром З. О. было Ниж. Поволжье, где при Батые столицей стал г. Сарай-Бату (близ совр. Астрахани), в 1-й пол. 14 в. столица перенесена в Сарай-Берке (осн. ханом Берке (1255-1266), близ совр. Волгограда). Первоначально З. О. находилась в нек-ром подчинении у вел. монг. хана, со времени брата Батыя хана берке она стала полностью независимой. З. О. была искусств. и непрочным гос. объединением. Население З. О. по составу было пестрым. В оседлых областях жили волжские болгары, мордва, русские, греки, хорезмийцы и др. Осн. массу кочевников составляли тюрк. племена половцев (кипчаков), канглыев, татар, туркменов, киргизов и др. Сами монголы в 13 и 1-й пол. 14 вв. постепенно восприняли тюрк. языки. Уровень обществ. и культурного развития населения З. О. был также различным. У кочевого населения господствовали полупатриархальные, полуфеод. отношения, в р-нах с оседлым населением - феод. отношения. После завоеваний, сопровождавшихся чудовищными разрушениями и человеч. жертвами, гл. целью золотоордынских правителей было ограбление порабощенного населения. Это достигалось путем жестоких поборов. Земли, находившиеся в вассальной зависимости от З. О., платили дань, сбор к-рой часто сопровождался грабительскими набегами. Крестьяне-земледельцы З. О. ("сабанчи") выплачивали "калан", т. е. натуральную ренту, налог с возделанных зем. участков, сбор с виноградников, при искусств. орошении - с арыков, выплачивали чрезвычайные налоги, а также сборы в пользу должностных лиц. Кроме того, они несли дорожную, мостовую, подводную и др. повинности. Существовала, вероятно, и отработочная рента, к-рую исполняли крестьяне-издольщики ("уртакчи"). Кочевники, а также земледельцы, имевшие скот, платили "копчур" -налог со скота натурой. Тяжесть обложения усиливалась в связи с распространением в З. О. откупной системы сбора налогов, приводившей к массовым злоупотреблениям. Осн. часть земель и пастбищ была сосредоточена в руках монг. феод. знати, в пользу к-рой и несло повинности трудовое население. Ремесл. произ-во кочевников З. О. имело форму домашних промыслов. В городах З. О. существовали разнообразные ремесла с произ-вом на рынок, но производителями были, как правило, ремесленники завоеванных областей. Даже в Сарай-Бату и Сарай-Берке ремеслом занимались мастера, вывезенные из Хорезма, Сев. Кавказа, Крыма, а также пришлые русские, армяне, греки и др. Многие города на завоеванных терр., разоренные монголами, находились в упадке или вовсе исчезли. Крупными центрами, гл. обр. караванной торговли, были Сарай-Бату, Сарай-Берке, Ургенч, крымские города Судак, Кафа (Феодосия); Азак (Азов) на Азовском м. и др. Во главе гос-ва стояли ханы из дома Батыя. В особо важных случаях политич. жизни созывались курултаи - съезды военно-феод. знати во главе с членами правящей династии. Государственными делами руководил бекляре-бек (князь над князьями), отдельными отраслями ("диванами") - вйзир и его помощник (наиб). В города и подчиненные им области посылались даруги, гл. обязанностью к-рых был сбор налогов, податей, даней. Часто наряду с даругами назначались военачальники - баскаки. Гос. устройство носило полувоен. характер, т. к. воен. и адм. должности, как правило, не разделялись. Наиболее важные должности занимали члены правящей династии, царевичи ("огланы"), владевшие уделами в З. О. и стоявшие во главе левого и правого крыла войска. Из среды бегов (нойнов) и тарханов выходили осн. командные кадры войска - темники, тысячники, сотники, а также бакаулы (чиновники, распределявшие воен. содержание, добычу и т. д.). Непрочный характер гос. объединения З. О., а также развитие феод. отношений, усиливших позиции крупных феодалов и создавших почву для междоусобной борьбы между ними, и особенно рост освободит. борьбы покоренных и зависимых народов стали гл. причинами ослабления, а затем распада и гибели З. О. Уже при своем образовании З. О. делилась на улусы, принадлежавшие 14 сыновьям Джучи: 13 братьев были полусамостоят. государями, подчинявшимися верх. власти Батыя. Децентрализаторские тенденции проявились после смерти хана Менгу-Тимура (1266-82), когда началась феод. война между царевичами дома Джучи. При ханах Туда-Менгу (1282-87) и Талабуге (1287-91) фактич. правителем гос-ва стал темник Ногай. Только хану Тохте (1291-1312) удалось избавиться от Ногая и его сторонников. Через 5 лет возникла новая смута. Ее прекращение связано с именем хана Узбека (1312-42); при нем и его преемнике хане Джанибеке (1342-1357) З. О. достигла макс. подъема воен. могущества. З. О. являлась в это время одним из сильнейших гос-в средневековья. Произошла централизация власти. Прежние улусы были превращены в области во главе с эмирами. Усиление власти ханов выразилось также в прекращении созыва курултаев. Воен. силы при Узбеке насчитывали до 300 т. ч. Однако смуты, начавшиеся в 1357 убийством Джанибека, свидетельствовали о начале ее распада. С 1357 по 1380 на золотоордынском престоле перебывало более 25 ханов. Смуты в З. О. достигли той стадии, когда она все чаще переставала быть гос-вом с центр. властью. В 60- 70 гг. фактич. правителем с помощью подставных ханов стал темник Мамай, к-рый подчинил себе земли на З. от Волги, включая и Крым. В землях на В. от Волги шла борьба между чингисидами из дома Батыя и дома его брата Ичена. В нач. 60-х гг. 14 в. от З. О. отпал Хорезм, где образовалось гос-во суфиев; Польша и Литва захватили земли в басс. р. Днепр, отделилась Астрахань. Мамаю пришлось, кроме того, столкнуться с усилившимся союзом рус. кн-в во главе с Москвой, зависимость к-рых от З. О. стала формальной (прекращение выплаты дани). Попытка Мамая путем организации огромного грабительского похода вновь ослабить Русь привела к разгрому татар объединенными рус. войсками в Куликовской битве 1380. В 80-90-х гг. 14 в. общая политич. обстановка временно сложилась в пользу З. О. При хане Тохтамыше (1380-95) прекратились смуты, и центр. власть стала контролировать осн. территорию З. О. Тохтамыш в 1380 разгромил войско Мамая на р. Калке, в 1382 пошел на Москву, к-рую захватил обманом и сжег. Но это был лишь временный успех. После укрепления своей власти он выступил против Тимура (Тамерлана) и совершил ряд походов на Мавераннахр, Азербайджан, Иран. Но в итоге ряда опустошит. походов (1389, 1391, 1395-96) Тимур разбил войска Тохтамыша, захватил и разрушил поволжские города, в т. ч. Сарай-Берке, ограбил города Крыма и др. З. О. был нанесен удар, от к-рого она уже не смогла оправиться. Последняя попытка возродить могущество З. О. связана с именем Едигея, к-рому на короткое время удалось, опираясь на подставных ханов, подчинить своей власти большую часть З. О. Но после неудачной осады Москвы войском Едигея (1408) смуты еще более усилились, приведя к полному распаду З. О. В нач. 20-х гг. 15 в. образовалось Сибирское ханство, в 40-е гг. - Ногайская Орда, затем возникли Казанское ханство (1438) и Крымское ханство (1443), а в 60-е гг. - Казахское, Узбекское и Астраханское ханства. В 15 в. значительно ослабла зависимость Руси от З. О. В 1480 Ахмат, хан Большой Орды, являвшейся нек-рое время преемницей З. О., пытался добиться повиновения от Ивана III, но эта попытка окончилась неудачно. В 1480 рус. народ окончательно освободился от тат.-монг. ига. Большая Орда прекратила существование в нач. 16 в.

Золотая Орда

(улус Джучи) — государство, созданное на громадной территории Средней Азии и Восточной Европы в результате татаро-монгольских завоеваний в 30—40-х гг. XIII в. Чингисхан перед смертью разделил созданную им обширную империю между своими сыновьями, причем на долю старшего сына — Джучи — пришлись земли на запад от Монголии. У монголов отцовский юрт обычно наследовал младший сын, поэтому коренные монгольские земли получил Тулуй. Джучи-ев улус занимал территорию, еще не совсем завоеванную в ту пору: Дешт-и-Кыпчак от верховьев Сырдарьи, Хорезм, часть Кавказа, Крым и Русь. Джучи погиб еще до раздела, что несколько отсрочило нашествие монголов на Русь. Его удел достался многочислен-

ному потомству, во главе которого стал Бату-хан. На курултае 1229 г. в Монголии было решено послать 30-тыс. армию для завоевания стран к северу от Каспийского и Черного морей, но она почему-то не была отправлена вовремя и лишь после курултая 1235 г. это намерение начало осуществляться. Начальствование над армией было поручено Бату, к которому приставили нойона Субэдэ, участвовашего в разведывательном походе татаро-монгольского войска в южно-русские степи в 1223 г., который закончился разгромом объединенного войска русских князей и половцев на р. Калка. К 1240 г. Русь была покорена, а с ней — и Кавказ до Дербента. Затем Бату отправился в Польшу, оттуда в Силезию, Моравию, потом в Венгрию, всюду нанося поражение своим противникам. Один из его отрядов проник в Трансильванию и опустошил ее. Монголы повернули назад, лишь получив известие о смерти в далеком Каракоруме хана Угедея. Смерть великого хана всегда останавливала военные действия монголов, где бы они ни были, так как князья должны были спешить на курултай для избрания нового хана. Позже Бату-хан уже не делал попыток завоеваний на западе, а занимался устройством своей Орды. По первоначальному плану, принятому на курултае и утвержденному верховным ханом Угедеем, Бату-хану предполагалось дать 30 тыс. воинов. В это число входили и 4 тыс. монголов с семьями, данных Чингисханом в каждый улус в виде рассадника монгольского элемента; главную же часть войска составляли татары, найманы и другие племена — всего ок. 25 тыс. чел. с семьями. Бату со своей Ордой поселился в волжских степях, т. е. стал господствовать над Русью издали, в подробности управления там не вмешивался, а довольствовался лишь данью. Страна поначалу удерживалась в повиновении с помощью татарских отрядов. Бату-хан выстроил на Волге с помощью мусульманских градостроителей и зодчих свою столицу — Сарай-Бату. Его брат — Орду-Ичен получил в удел Киргизскую степь и имел свою рези-

денцию в г. Саганак. Этот удел в наших летописях назывался Синей ордой, а у мусульманских писателей — Белой ордой. Орду-Ичен от себя дал младшему брату Шейбани за храбрость, проявленную тем во время похода на Русь, особый удел: он простирался от верховьев р. Яик (Урал) до низовьев Сырдарьи. Впоследствии Синяя орда откочевала на север и дала начало Сибирскому ханству. Большая орда на Волге получила название 3, О. Ее государственное устройство носило полувоенный характер, что особенно сказывалось на военно-административном управлении областями и связано было с организацией конного и пешего войска, составляемого по туменам (1 тумен, или тьма — 10 тыс. чел.), тысячам, сотням и десяткам. Во главе этих подразделений стояли соответственно темники, тысячники, сотники и десятники. Наиболее важными из командных должностей были должности улусных бегов (беков), или эмиров, которые занимали всегда члены правящей династии, стоявшие во главе левого и правого крыла

войска. Огромное влияние в войске имели темники, принадлежавшие к наиболее видным членам монгольской аристократии. Во главе управления государственными учреждениями стоял везир, находившийся при ханском дворе. Его помощником был наиб. В города и подчиненные им области посылались даруги, главной обязанностью которых был сбор с помощью военных отрядов налогов, податей, даней. Часто вместо даруг с функциями губернаторов назначались военачальники, называвшиеся баскаками. На Руси действовали баскаки, в распоряжении которых были даруги. Впоследствии русские князья добились права самим собирать дань и лично или через своих послов представлять ее ханам. От сбора освобождались православные церкви и монастыри, на что духовенству выдавались ярлыки (называвшиеся тарханными, т. е. льготными или охранными). Уровень общественного и культурного развития населения 3. О. был очень неоднороден. У половецко-кыпчакского и монголо-татарского кочевого населения господствовали полупатриархаль-ные, полуфеодальные отношения. В оседлых владениях 3. О. (в Булгаре, Хорезме, Нижнем Поволжье, на Северном Кавказе и в Крыму) существовало феодальное общество. Крестьянство отчасти было закрепощено и несло тяжелые повинности, а также выплачивало налоги как в пользу ханской казны, так и местных крупных землевладельцев. Начиная с кон. XIV в., золотоордын. ханы (Тохтамыш, Тимур-Кутлуг и др.) выдавали феодалам ярлыки, получение которых обозначало, что все то, что отбиралось у крестьян в ханскую казну, шло теперь землевладельцу-феодалу амбарами; несли также повинности: дорожную, мостовую, подводную, предоставляя в распоряжение властей транспорт для перевозки людей и грузов, помещения для воинских постоев и т. д. Кочевники, а также земледельцы, владевшие скотом, выплачивали «коп-чур» — налог со скота натурой. 3. О. вела огромную торговлю рабами с азиатскими портами Черного моря. Рабов добывали набегами, грабительским захватом, воровством, куплей, обращением в рабство за долги и т. д. 3. О. была выгодно расположена на перекрестке торговых дорог из Западной Европы и Малой Азии в Среднюю Азию, Иран, Монголию и Китай. Торговыми центрами татаро-монголов были Сарай-Бату и Сарай-Берке в Нижнем Поволжье, Ургенч — столица Хорезма, крымские города Судак, Кафа (Феодосия), город Азак (Азов) на Азовском море и др. В золотоордынских торговых городах существовали разнообразные ремесла, в т. ч. и художественные, однако, как пра-вило, производителями были ремесленники завоеванных стран и областей. Даже в таких городах, как Сарай-Бату и Сарай-Берке, ремеслом занимались мастера, вывезенные из Хорезма, Северного Кавказа, Крыма, не говоря уже о пришлых русских, армянских, греческих и других ремесленниках. Бату-хан умер в 1256 г. Ему наследовал сын Сартак, но его вскоре умертвили по приказу Берке, брата Бату. Великий хан Мунгке назначил преемником Сартака его сына Улагчи, а из-за малолетства последнего регентшей при нем стала старшая жена Бату-хана — Баракчина. Улагчи умер через несколько месяцев, и тогда ханом стал Берке. Он принял ислам, но не принуждал поданных следовать его примеру. При нем в Сарае в 1261 г. открыта православная епархия. До той поры почти все татаро-монголы были язычниками и отличались большой веротерпимостью. К принятию населением 3. О. ислама почва, правда, была уже давно подготовлена: в Волжско-Камской Булгарин, располагавшейся на Средней Волге, уже несколько веков исповедовали ислам; половцы, слившиеся с татаро-монголами, в значительной степени были мусульманами (правда, многие из них исповедовали христианство арианского толка); чиновники в канцеляриях, набиравшиеся в Хорезме, от рождения были магометанами. При хане Берке на Руси была проведена перепись (число) для более строгого и всеобъемлющего обложения населения данью. После смерти Берке, при хане Телебуге, влиятельным лицом в Орде стал темник Ногай, внук Джучи, владевший южно-русскими степями. Ногай поддерживал то одного, то другого претендента на ханский престол. В Орде начались смуты. Лишь при хане Тохте, в 1300 г., удалось избавиться от Ногая, но относительный порядок водворился только в правление хана Узбека, в период царствования которого в 1313— 1342 гг. начался расцвет 3. О. Узбек был женат на дочери византийского императора Андроника, вступил в родственные отношения с египетским султаном, а сестру Кончаку выдал за удельного московского князя Юрия Даниловича, позволив ей принять православную веру. Время его правления отличалось жестокими казнями как своих соплеменников, так и людей всякого звания из подвластных ему земель: четверо тверских князей сложили головы в Орде. Как правило, русские князья, отправляясь в Орду, писали духовные завещания и отеческие наставления детям на случай своей гибели. После Узбека на престол сел его сын Джанибек, которого наши летописи прозвали Добрым. В 1356 г. 3. О. захватила у Хула-гидов (монгольская династия в Пер-

сии) территорию современного Азербайджана и их столицу Тебриз, потерянные со смертью Джанибека, когда (по одной из версий) он вместе со многими родственниками был удавлен в 1357 г. сыном Бердибеком. Тот царствовал всего 2 года и был убит, после чего в Орде

снова пошли бесконечные смуты: ханы так быстро сменяли друг друга, что летописцы не успевали схватывать даже их имена, и многие ханы известны лишь по монетам. Виновником этих смут стал всесильный темник Мамай, влияние которого окончилось в 1380 г. на Куликовом поле. Разбитый великим князем владимирским и московским Дмитрием Ивановичем Донским, Мамай бежал в Кафу и был там убит, а власть в Орде перешла к хану Тохта-мышу, который при поддержке эмира Тимура (Тамерлана) объединил под своей властью Золотую и Синюю Орды. В 1382 г. Тохтамыш неожиданно захватил и сжег Москву. Вскоре он решил отделиться от Тимура, но последний разбил войско своего вассала, разорил Астрахань, сжег Сарай и двинулся в Рязанскую землю, думая там настичь Тохтамыша. Захватив и разграбив Елец, Тимур остановился в районе современной Епифани, а затем, видимо, получив сведения о местонахождении своего противника, резко повернул на юг и ушел назад, в степь. После смерти Тимура (в 1405 г.) усилился эмир Еди-гей, который в 1407 г. убил Тохтамыша и в следующем году пришел с большим войском на Русь, в 1409 г. осадил Москву, опустошив и разорив многие русские селения и города. В результате усилившейся борьбы за власть в 3. О. Едигей в 1412 г. бежал в Хорезм. Орда постепенно клонилась к своему упадку. Подданство русских князей становилось по большей части номинальным и сводилось к подаркам, время от времени посылаемым ханам. Начался развал когда-то единого и мощного государства. Еще в нач. 60-х гг. от него отпал Хорезм, в 1-й пол. XV в.— Волжско-Камская Булгария и Крым. В 1437 г. в Поволжье возникло Казанское ханство, в 1449 г. в Крыму — Крымское ханство. Поднять упавший престиж Орды решил хан Ахмат, сын Кичи-Ахмата. Впервые он упоминается в русских летописях под 1460 г., когда подступал к Переяславлю-Рязанскому, но был отбит. В 1480 г. Ахмат, заключив союз с польским королем Казимиром IV Ягеллончиком, двинул свою Орду на Русь. Польский король не смог помочь Ахмату, так как союзник Москвы крымский хан Менгли-Гирей вторгся в литовскую Подолию. Ахмату пришлось действовать в одиночку. Русское войско и татары , расположились друг против друга на противоположных берегах р. Угра. На сражение у Ахмата явно не хватало сил, каждый день смерть уносила у него множество воинов и лошадей. Ахмат снял с Угры свое замерзающее и голодающее войско, пошел в Поле и у Азова был убит сибирским ханом Ибаком. 3. О. окончательно развалилась, Русь сбросила с себя татаро-монгольское иго. Сыновья Ахмата удержались в Астрахани, образовав Астраханское ханство. Ш 64; 90: 93: 106: 107, 161: 218; 277; 349: 393: 394: 395: 407: 407а; 418; 419: 482: 512а; 545; 611; 764; 809; 850 ; 889; 1034; 1098; 1099; 1122; 1145; 1160; 1235; 1389(1-2); 1452; 1468а; 1469; 1471; 1475; 1490; 1543.

Славянская энциклопедия : Киевская Русь — Московия в 2 т. / cост В.В. Богуславский — М.: Олма-пресс, 2003.Базилевич К. В. Восточная Европа, Средняя Азия и Закавказье под властью монгольских завоевателей. М., 1940Баллод Ф. В. Старый и Новый Сараи, столицы Золотой Орды. Казань, 1923Бартольд В. В. Батый. Соч. в 9 т. М., 1968. Т. 5Бартольд В. В. Шейбаниды. М., 1964Богатов Г. А. Золотая Орда // Русская речь. 1970. № 4. 162. Богданов А. П. Кто писал угличский обыск о смерти царевича Дмитрия // СА. 1984. № 3Будовниц И. У. Русское духовенство и первое столетие монгольского ига // Вопросы истории религии и атеизма. М., 1957. Сб. 7Викторова Л. Л. Монголы. М., 1980Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988Горский А. А. Москва, Тверь и Орда в 1300–1339 гг. // ВИ. 1995. № 4Горский А. А. Политическая борьба на Руси в конце XIII века и отношения с Ордой. // ОИ. 1996. № 3Горский А. А. Русские земли в XIII—XIV веках. Пути политического развития. М., 1996Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. М.—Л., 1950Греков И.Б. Восточная Европа и упадок Золотой Орды (на рубеже XIV—XV вв.). М., 1975Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989Гумилев Л. Н. От Руси к России. М., 1992Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды. М., 1985Закиров С. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом (XIII—XIV вв.). М., 1966Зотов Р. В. О черниговских князьях по Любецкому сино дику и о Черниговском княжестве в татарское время. СПб., 1893Каргалов В. В. Конец ордынского ига. М., 1980Лимонов Ю. А. Владимиро-Суздальская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1987Макарий (архим). История русской церкви в период монгольский. СПб., 1886. Кн. 1 (История русской церкви. T. IV)Минх А. Н. Набережный Увек // Сарат. сб. Саратов, 1881. T. 1Насонов А. Н. Монголы и Русь. М., 1940Параска П. Ф. Золотая Орда и образование Молдавского феодального государства // Юго-Восточная Европа в средние века. Кишинев, 1972.Полубояринова М. Д. Русские люди в Золотой Орде. М., 1978Полубояринова М. Д. Русь и Волжская Булгария в X — XV вв. М., 1993Приселков М. Д. Ханские ярлыки русским митрополитам. Пг., 1916Радлов В. В. Ярлыки Тохтамыша и Темир-Кутлуга // ЗВО-РАО. 1889. IIIРашид ад-Дин. Сборник летописей // Пер. О. И. Смирнова. М,—Л., 1952. T. 1; 1960. Т. 2Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Извлечения из персидских сочинений. T. I. СПб., 1884; T. II. М,—Л., 1941Уклеин В. И. От Оки до Куликова Поля. Тула, 1970Федоров-Давыдов Г. А. Кочевая орда в улусе Джучи // Вестник МГУ. Сер. 9. История. 1970. № 5Федоров-Давыдов Г. А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов // Археологические памятники. М., 1966Федоров-Давыдов Г. А. Общественный строй Золотой Орды. М., 1973Феннел Д. Кризис средневековой Руси. 1200—1304. М., 1989Флоря Б. Н. Литва и Русь перед битвой на Куликовом поле // Куликовская битва. М., 1980Черепнин Л. В. Монголо-татары на Руси (XIII в.) // Taтаро-монголы в Азии и Европе. М., 1977
Советская историческая энциклопедия / под ред. Е.М. Жукова — М.: Советская энциклопедия, 1973–1982.Полный список использованной литературы