Влади́мир Святосла́вич

Владимир СвятойВладимир Красное Солнышкопосле крещения — Василий
около 9481015 гг.
Владимир Святославич
Миниатюра «Титулярника», 1672 г.
«Исторические» портреты

Великий князь киевский в 978(980)1015 гг.

Князь киевский, по данным «Повести временных лет», примерно с 980 г.

Отправляясь в 969 г. в поход против дунайских болгар, Святослав оставил Владимира Святославича княжить в Новгороде Великом. После смерти Святославаок. 94572 великим князем в Киеве сел старший брат Владимира Святославича — Ярополк Святославич.

В 977 г. между сыновьями Святослава началась усобица, в результате которой погиб Олег Святославич, княживший в Древлянской земле. Узнав о поражении своего брата-союзника, Владимир ушел к варягам за подмогой:

Слышавше Володимер в Новегороде, яко Ерополк уби Олга, убоявся, бежа за море, а Ярополк в Новегороде посади свои наместники и бе владея един в Руси

Видимо, весной 978 г. Владимир Святославич вернулся из Скандинавии с сильной дружиной варягов, изгнал ставленников Ярополка из своих владений и решил захватить великокняжеский стол. Сил для этого у него было мало, и он начал где хитростью, где посулами переманивать сторонников брата к себе и таким образцы довольно быстро усилился. Так например, не сумев уговорить полоцким князем Рогволода присоединиться к себе, он вероломно убил его самого, его сыновей и бояр, а дочь Рогнеду насильно взял в жены. Летопись так рассказывает об этом:

Во дни Святослава Игоревича, отащ великого князя Володимера, некий князь прииде из заморья именем Рогъволод и седе в Полтьсце, княжачи. Володимеру же тогда сущу в Новегороде, младу еще и погану, и бе у него воевода у него Добрыня, и храбру ему сущу. И посла сеи к Рогволоду, прося у него дщери его за Володимера, Рогнеди. Она же не хотяше, но рече отцу своему: «не хощу за робичича, но за Ярополка хощу». И исполнися ярости Добрыня; собрав воа, и иде с Володимером к Полтоску на Рогьволода, и взяша град и самого яша и жену его и дщерь. И повеле Добрыня Володимеру быти с Рогнедью пред отцем еа и матерью; по том же уби отца еа и матерь, а самое поя собе жену. И нарекоша имя ей Горислава, от нея же родися Изяслав.

После этого Владимир Святославич пошел на юг. В киевской земле он действовал таким же образом, заманив Ярополка и вероломно убив его в своем лагере под Родней. Согласно Иакову Мниху, 11 июня 978 г. он стал великим князем.

В 979 г. Владимир Святославич в союзе с германским императором Оттоном II96183 и 96783 воевал с поляками и занял червенские города footnoteЧервенские городакон. X в.Города завоеванные в 981 г. великим князем киевским Владимиром Святославичем у поляков: Червен, Перемышль, Бележа, Звенигород или Свиноград, Радом и Галич. Смотреть полностью, принадлежавшие раньше Чехии и в период усобицы на Руси оказавшиеся в руках Польши: «Иде Володимерь к Ляхом и зая грады их Перемышль, Червей и ины грады, еже суть и до сего дне под Русью».

Затем в 981 г. совершил успешный рейд в земли вятичей «и возложи на них дань от плуга, яко ж и отец его имаше». На следующий год «заратишась вятичи, и иде на них Володимер и победи в них второе».

В 983 г. он разбил ятвяговсер. X и вышел к Балтийскому морю.

В 984 г. подчинил своей власти и включил в состав Киевской Руси радимичей. Подчиняя восточно-славянские племена, Владимир Святославич привязывал их к себе, заменяя племенных князей своими ставленниками, затем сыновьями. Так в Полоцке сел его сын Изяслав Владимирович, в древлянской земле — Святослав Владимирович, в Новгороде — Вышеслав Владимирович, затем Ярослав Владимирович Мудрый, в Тмутаракани и Чернигове — Мстислав Владимирович Храбрый, в Смоленске — Станислав Владимирович, в Ростове — Борис Владимирович, в Муроме — Глеб Владимирович, в Пскове — Судислав Владимирович.

В 985 г.:

иде Володимер на Болгары [волжско-камских булгар] з Добрынею уем [дядей] своим в лодиях, а Торки берегом перевед на коних, и победи Болгары. И рече Добрыня к Володимеру: «сглядах колодник, и суть вси в сапозех, сим дани нам не дати, поидеве искати лапотник». И створь мир Володимер з Болгары, и роте заходиша межди собою, и реша Болгаре: «тогда не буди межди нами миру, тогда камень начнет по воде плавати, а хмель грязнути». И прииде Володимер х Киеву.

Стремясь усилить свою власть и объединить государство, Владимир Святославич повелел собрать в Киеве идолов, изображавших шесть главных божеств восточных славян — Перуна, Даждьбога, Стрибога, Велеса, Макошь и др., чтобы сделать обязательным поклонение им. К тому времени на Руси, да и в самом Киеве было уже немало христиан. Видимо, в 987– 988 гг. крестились Владимир Святославич и ближайшее его окружение. Затем приглашенные из Византии священники стали крестить основную массу населения огромного государства. Принятие христианства Русью было связано с вмешательством Владимира Святославича в дела Византии. В ответ на ее просьбу помочь подавить восстание в Малой Азии Владимир Святославич потребовал заключения союза с Русью, скрепив его браком (шестым) с Анной, сестрой императоров Василия II и Константина. Империя была вынуждена согласиться, но когда русское войско помогло в подавлении восстания, Василий отказался от своих обещаний. Тогда Владимир Святославич в 989 г. захватил г. Корсунь в Крыму и принудил выполнить условия договора. Летопись следующим образом описывает все эти события:

И поиде Володимер с вой на Корсунь град Греческий и затворишась Корсуняне в граде, и ста Володимер об он пол града в лимени, дале города стрелища единого, и боряхусь крепко граждане. Володимер же обстоя град, и изънемогаху людие в граде. И рече Володимер к гражъданом: «аще не дасте, стояти имам зде за три лета». Они ж не послушаша того. Володимер же изрядив вой свои и повеле приступити к граду и персть [землю, насыпь] сыпати. Сими ж спящим, Корсуняне подкопаша стену градскую и крадяху сыплемую персть и ношаху к себе в град, сыплюще посреди града, и вой присыпаху более. Володимер стояше, и се муж Корсунянин именем Анастас написав сице на стреле: «кладязи, яже суть за тобою от встока, ис того бо вода, яж суть погребе, окопавше перейми». Володимер же видев се и възре на небо и рече: «аще ся збудет, и сам ся крещу». И ту абие повеле копати преки трубам, и приаша воду, и людие изнемогаху нуждею водною, жаждею, и предашась. И внииде Володимер в град и вси вой его. И посла Володимер к царем Василию, Костянтину, глаголя сице: «се град ваю силныи взях, слышах же и се, яко сестру имате двою; аще ея не вдасте за мя, сотворю граду вашему яко же, и сему сотворих.

Братья согласились выполнить требования Владимира Святославича , если тот примет крещение. Присланные из Константинополя священники окрестили киевского князя с именем Василия, после чего состоялся обряд его обручения с принцессой Анной, и Владимир Святославич отдал Корсунь Византии в качестве вена за свою новую жену,

а сам прииде х Киеву и повеле кумиры избити, овые ссещи, а другая огъневи предаша. Перуна же повеле привязати х коневи хвосту и влещи з горы по Боричеву на Ручаи, и 18 муж приставиша бита жезлием.

В 989 г.

постави князь Володимер в Киеве первую церковь святаго Георгия ноября 26». В 991 г. «послав Володимер и взя у Фотия патриарха у Царегородского перврнр митрополита Кыеву Леона, а Новугороду архиепископа Акима Корсунянина, а по инем градом епископы и попы, диаконы, иже крестиша всю землю Рускую.

При Владимире Святославиче в Киевской Руси происходил политический, экономический и культурный подъем. Киев стал столицей обширной территории и сильнейшего в Европе государства. Утверждая христианскую веру на Руси, Владимир Святославич распространял в ней образование: в Киеве и в другие городах были открыты училища; появились прекрасные произведения византийского зодчества; киевские (например, Десятинная церковь) и новгородские храмы украсились живописью, серебром и золотом. На южной и юго-восточной границе выросла целая цепь городов-крепостей, преградивших путь к столице государства кочевников:

И нача ставити грады по Десне и Встри и по Трубежи, по Сули и по в Стугне, нача нарубати (призывать на службу] мужи лучи от Словен и от Кривичь и от Чюди, от вятичь и от сих насели грады, бе бо рать от Печенег, и бе воюся с ними и одолевая им.

В 992 г. был заложен г. Белгород (совр. с. Белогородка под Киевом). В 993 г. Владимир Святославич ходил с войском на хорватов белых и победил их. С 992 г. западный сосед — Польша не смела беспокоить русские пределы, т. к., во-первых, с нею был заключен мир, а во-вторых, Русь сумела бы не только защитить себя, но и захватить порубежные территории соседа. Король Болеслав I Храбрый9921025 выдал даже свою дочь за приемного сына Владимир Святославич — Святополка Ярополчича, который через некоторое время вошел, по данным хроники Титмара Мерзебургского, в тайный сговор с тестем и с его помощью готовил восстание против Владимира Святославича , но великий князь вовремя раскрыл заговор, казнил своих противников, а Святополка посадил в поруб.

В 1014 г.

Ярославу сушу в Новегороде и уроком дающу х Киеву 2000 гривен от года до года, 1000 в Новегороде гридем раздаваху. Тако даху вси посадници, а Ярослав сего не даше к Киеву отцу своему. И рече Володимер: «требите путь и мосты мостите». Хотяше бо на Ярослава ити, на сына своего но разболеся». В 1015 г. «хотящу ти Володимеру Ярослава, Ярослав же посла за море и приведе Варяги, боясь отца своего, но бог не даст радости диаволу. Володимер же разболесь, в то ж время бе у него Борис. Печенегом же идущим на Русь, посла противу им Бориса, сам бо боляше велми, в ней же болезни и кончась на Берестовом июля в 15 день. И потаиша и, бе бо Святополк в Киеве. В нощ же между клетьми проимаша помост и в ковер опрятавъша и, и ужи свесиша на землю и взложиша на сани, везше поставиша в святей Богородици [в Десятинной церкви, в Киеве]. Се ж уведавше людие без числа снидошась, и вложша и в гроб мраморен и схраниша тело с плачем блаженного великого князя Володимера.

Его похоронили рядом с последней женой — Анной. После смерти Владимира Святославича вспыхнули разногласия и противоречия между отдельными группировками в княжеско-боярской верхушке, приведшие в конце концов к войне между Святополком и Ярославом Мудрым.

При Владимире Святославич е в Киевской Руси происходил экономический, политический и культурный подъем. Развивались феодальные отношения. При Владимире Святославиче укрепилась власть Киева над обширной территорией, Киев украсился зданиями Десятинной церкви и других сооружений. Однако к концу правления Владимира Святославича наметились признаки феодальной раздробленности. Княжение Владимира Святославича оставило глубокий след в народной памяти, как время могущества единой Киевской Руси, сумевшей дать мощный отпор печенегам. В былинах, прославляющих и сильно идеализирующих деятельность Владимира Святославича , он выступает как «Владимир Красное Солнышко», создатель «Застав богатырских», окруженный богатырями, обороняющими русскую землю. Русская православная церковь причислила Владимира Святославича к лику святых в чине равноапостольного «за ревность к вере христианской» и за крещение Руси.

Династические связи

Великий князь киевский в ок. 945– 972 гг. из династии Рюриковичей, полководец.

Родовой князь восточно-славянского племени древлянVIX.

Дочь последнего племенного князя полочан Рогволода, жена новгородского, а затем великого князя Руси Владимира Святославича.

Последний племенной князь полочан, по другой версии, был варягом, т. к. согласно летописи пришел «из-за моря».

Князь изяславльский, позже полоцкий с 989 г.

Великий князь киевский в 101954 гг.

Русский государственный деятель и полководец, великий киевский князь в 1019– 1054 гг.

Первый князь владимиро-волынский.

Плененая гречанка, привезенная Святославом Игоревичемок. 94572 в жены брату Владимира Ярополку. Владимир взял ее в жены беременной и родившегося сына — усыновил.

Князь туровский в 988– 1015 гг. и великий князь киевский в 1015– 1019 гг.

Богемская княжна

Князь древлянский. Отец, распределяя владения между сыновьями, дал ему Древлянское княжество, где он и оставался до 1015 г., когда, испугавшись гибели двоих своих братьев — Бориса и Глеба, бежал от Святополка Ярополчича в Венгрию, где его настигли посланные великим князем убийцы. Имел сына Яна, умершего в 1000 г.

Древнерусский князь тмутараканьский и черниговский.

Смоленский князь.

Князь Псковский в 9981034 гг.

Император Византии в 963(983)1025 гг.

Правил единолично с 983 г.

Князь ростовский с 987(989) г, любимый сын киевского князя Владимира Святославича от болгарки.

Князь муромский.

Польский князь с 1038 г. из династии Пястов.

У Владимира Святославича только от официальных браков с шестью женами было одиннадцать сыновей и три дочери (сведения спорные).

Русская православная церковь создала культ святых князей Бориса и Глеба. В повестях и сказаниях об убийстве Бориса и Глеба проводится идея единства Руси и необходимость подчинения младших князей старшему.

Волчий Хвосткон. Xнач. XI
Советская историческая энциклопедия / под ред. Е.М. Жукова — М.: Советская энциклопедия, 1973–1982.Славянская энциклопедия : Киевская Русь — Московия в 2 т. / cост В.В. Богуславский — М.: Олма-пресс, 2003.Азбучный указатель имен русских деятелей для биографического словаря. СПб., 1887–1888. Ч. 1–2Алексеев Л. В. Полоцкая земля в IX—XIII вв., М., 1966Амвросий. История Российской иерархии. М., 1813Андреев Н. Прошлое русского народа. Культурно-бытовые очерки из истории России. М., 1924. Кн. 1. Древняя Домосковная РусьАничков Е. В. Язычество н древняя Русь. СПб., 1914Артамонов М. И. Воевода Свенельд // Культура Древней Руси. М., 1966Асеев Ю. А. Архитектура древнего Киева. Киев, 1982Баумгартен Н. А. Родословные отрывки // «Летопись историкородословного общества». М., 1909. Вып. 1 (17)Бернштейн-Коган С. В. Путь из варяг в греки // ВГ. 1950. Т. 20Бибиков М. В. Сведение Ипатьевской летописи о печенегах и торках в свете данных византийских источников XII в. // Летописи и Хроники. М., 1980.Богомольников В. В. Территория радимичей в свете новых данных // Древнерусское государство и славяне. Минск, 1983.;Брайчевский М. Ю. Движения волхвов в Северо-Восточной Руси XI в. // Генезис и развитие феодализма в России. Л., 1985Брайчевский М. Ю. Утверждение христианства на Руси. Киев, 1989Введение христианства на Руси // Ин-т философии АН СССР. М., 1987«Великая хроника» о Польше, Руси, и их соседях XI—XIII вв. М., 1987Гедеонов С. А. Варяги и Русь. СПб., 1876. Ч. 1–2Гейман В. Г. Право и суд // История культуры Древней Руси. М,—Л., 1951Глазырина Г. В. Исландские викингские саги о Северной Руси. М., 1996Головко А. Б. Древняя Русь и Польша в политических взаимоотношениях X— первой трети XIII века. Киев, 1988Голубинский E. Е. История русской церкви. М., 1880; T. 1. М., 1900. Т. 2. 4. 1Голубовская Н. П. Владимир Святой, вел. князь киевский. Симферополь, 1916Голубовский П. Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. Киев, 1884.Греков Б. Д. Борьба Руси за создание своего государства. М.—Л., 1945Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1953Грушевский М. С. Иллюстрированная история Украины. Киев, 1996Гудзь-Марков А. В. История славян. М., 1997Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989Гумилев Л. Н. От Руси к России. М., 1992Довженок В. И. Сторожевые города на юге Киевской Руси // Славяне и Русь. М., 1968Довнар-Запольский М. В. Очерк истории кривичской и дреговичской земель до конца [XII ст.]. Киев, 1891Довнар-Запольский М. В. Политический строй Древней Руси. Вече и князь. М., 1906Древнерусские княжества X—XIII вв. М., 1975Древнерусское градостроительство X—XV веков // Под ред. Н.Ф. Гуляницкого. М., 1993Древняя Русь. Город-замок. Село. М., 1985Жданов Р. В. Крещение Руси и Начальная летопись // ИЗ. М., 1939. Т. 5Забелин И. История русской жизни с древнейших времен. М.(1908–1912. Ч. 1–2Завитневич В. 3. Владимир Святой как политический деятель. Киев, 1888Зварич В. В. Нумизматический словарь. Львов, 1976Иловайский Д. И. История России. М., 1884. T 1–2Иловайский Д. И. Разыскания о начале Руси. М., 1882Ипатьевская летопись // ПСРЛ. М., 1962. Т. 2Исторические связи Скандинавии и России. IX—XX вв. Сб. ст. Л., 1970История Византии. М., 1967. T. 1–3История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1983Казакова И., Шоскольский И. Русь и Прибалтика (IX — XVII вв.) Л., 1945Кан А. С. История Скандинавских стран. М., 1971Карамзин H. М. История государства Российского. СПб., 1852Каргер М. К. Древний Киев. М.—Л., 1958–1961. T. 1–2Кауфман И. И. Серебряный рубль в России от его возникновения до конца XIX в. // Записки Нумизматического отделения Имп. Русского археологического общества. СПб., 1910. T. И. Вып, I—IIКоролюк В. Д. Древнепольское государство. М., 1957Королюк В. Д. Западные славяне и Киевская Русь. М., 1964Корф С. А. История русской государственности. СПб., 1908Корш Ф. Е. Владимировы боги (Сбор, в честь Н. Ф. Сумцова). Харьков, 1909Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. В 3 томах. М., 1990Котляр Н. Ф. Формирование территории и возникновение городов Галицко-Волынской Руси IX—XIII вв. Киев, 1985Куза А. В. О происхождении древнерусских городов // КСИА. М., 1982. Вып. 146Кузьмин А. Г. Падение Перуна. М., 1988Курбатов Г. Л. История Византии. М., 1984Кучера Л. В. и др. Древнерусские княжества X—XIII вв. №.. 1975Московский летописный свод конца XV в. // ПСРЛ. T. XXV. М.—Л., 1949Нечволодов А. Сказания о Русской земле. В 4 т. СПб., 1913.Памятники русского права. М., 1953—1955. Вып. I—IIIПархоменко В. А. Начало христианства Руси. Очерк из истории Руси IX—X вв. Полтава, 1913Пашуто В. Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1969Пескова А. А. Древний Изяславль // КСИА. М., 1981. Вып. 164Повесть временных лет. Подготовка текста Д. С. Лихачева. М.—Л., 1950Погодин А. Л. Варяги и Русь // Записки Русского научного института в Белграде. 1932. Т. 7Подробнейшая история Государей Российских // Древняя российская вивлиофика. T. XVI. М., 1791Полный православный богословский, энциклопедический словарь. В 2 томах. М., 1992Полубояринова М. Д. Русь и Волжская Булгария в X — XV вв. М., 1993Поппе А. В. О причине похода Владимира Святославича на Корсунь в 988—989 гг. // Вестник МГУ. 1978. № 2Потин В. М. Древняя Русь и европейские государства в Х—XIII вв. Историко-нумизматический очерк. Л., 1968Похлебкин В. В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах. М., 1992Родословная Российская книга кн. Я. В. Долгорукова. В 4 томах. СПб., 1854–1858Российское законодательство X—XX веков: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985. Т. 2Русская военная сила. История развития военного дела от начала Руси до конца XIX в. М., 1897Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Былины. Сказания. Летописи. М., 1963Рыбаков Б. А. Первые века русской истории. М., 1964.Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. М., 1987Татищев В. Н. История российская. М.—Л., 1962–1964Хмыров XI. Д. Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови. СПб., 1870Шахматов А. А. Корсунская легенда о крещении Владимира. СПб., 1908Янин В. Л. Как и когда крестили новгородцев // Наука и религия. 1983. №3Полный список использованной литературы