Танкре́д Тарентский

черновик
Танкре́д д’Отевиль
?1112 г.
By Merry-Joseph Blondel, середина XIX в., из галереи Версаля (серия картин известных крестоносцев Луи Филиппа I),
«Исторические» портреты

Племянник Боэмунда Тарентского, один из героев Первого крестового похода1096кон. 99.

Когда в Южной Италии образовалось крестоносное ополчение, Т. примкнул к нему. Его неукротимая натура обнаружилась во время переговоров с Алексеем Комненом в 1096 г., когда вожди крестоносцев принуждены были присягнуть в вассальной верности царю: чтобы избавиться от этого позора, Т. переплыл на Азиатский берег. Только после сдачи Никеи грекам (1097), когда крестоносцы возобновили свою присягу, Т., не без бурного сопротивления, согласился признать себя вассалом царя. Поход от Никеи до Иерусалима сопровождался рядом рыцарских подвигов Т., который вместе с Боэмундом и Робертом почти всегда был впереди. На границах Киликии Т. и Балдуин Фландрский были отряжены для завоевания областей, где жили армянские и туземные христиане, жаждавшие избавления от турецкого ига. Завоевание Киликии пошло быстро, но оба вождя так перессорились при взятии Тарса и Мамистры, как, подобно другим предводителям крестоносцев, мечтали об основании княжеств на Востоке. Осада Антиохии (1097—1098) дала Т. возможность стать героем романтических приключений, воспетых у Тасса. Из развалин монастыря он совершал со своим отрядом изумительные наезды, о которых сложились легенды. Во время штурма Иерусалима Т. сделал пролом в стене и вместе с Робертом Нормандским ворвался в город в числе первых. После Аскалонской битвы (19 авг. 1099 г.) многие крестоносцы вернулись на родину, но Т. остался в Св. Земле, основав в Тивериаде княжество, которое стремился расширить на счет эмира дамасского и арабов. Смерть Готфрида Бульонского открывала норманнам — Боэмунду, князю антиохийскому и Танкреду — возможность овладеть иерусалимским престолом; но Боэмунд попался в плен к Данишменду, владетелю Севастии (1100). Т. отбил сарацин, осаждавших Антиохию, укрепил ее и стал править вместо отсутствующего Боэмунда. В 1101 г. погибло второе крестоносное войско; остатки его, а с ними и Раймунд Тулузский, спаслись в Антиохию. Т. арестовал Раймунда и отпустил его только после клятвы, что он не завоюет ни одного города между Антиохией и Сен-Жан-д'Акр.

В 1104 г. Боэмунд вернулся из плена, но недолго оставался на Востоке. Обширные замыслы против Византии заставили его уехать в Европу, и Т. снова стал правителем Антиохии. Пленение Балдуина, владетеля Эдессы, отдало в его руки и этот город. Соединив силы двух княжеств, Т. вступил в упорную борьбу с мусульманами Киликии и Сирии и с греками, внимание которых было отвлечено в Европе новым нападением Боэмунда. Т. взял крепость Арту, разбил эмира Ризвана, вытеснил греков из Лаодикеи и Бании, завоевал Апамею на верхнем Оронте. Благодаря усобицам между сельджукскими эмирами Т. имел возможность основать на С Сирии княжество, превосходившее величиною и могуществом иерусалимское королевство. Но надменный нрав норманна, его честолюбие и страсть к приключениям создавали ему множество врагов даже среди христиан. Т. поссорился с армянами, прежними союзниками крестоносцев, и с провансальцами. Война с неверными сменялась кровавой распрей между христианами. Балдуину, после освобождения из плена (1109), пришлось оружием добывать обратно от Т. Эдессу в союзе с армянами и мусульманами. Незадолго до смерти Боэмунд признал себя вассалом Алексея. Алексей потребовал от Т. возвращения Антиохии; когда последний ответил отказом, император вступил в союз с провансальцами, постоянными врагами норманнов в Сирии, и с иерусалимским королем. Война Византии с новым иконийским султаном расстроила эту коалицию, и Т. сохранил за собою княжество в номинальной зависимости от иерусалимского короля. В 1112 г. он умер, оставив своему преемнику Рожеру дель Принципато неоконченную войну с соседями. В легенде и в поэзии Т. выступает идеалом набожного и благородного рыцаря. В нем с особенной силою отражаются религиозные и воинственные стремления эпохи. Сознание собственной греховности и жажда примирения с Богом заставили его благоговейно принять крест воина Христа; но мистицизм уживался в нем с чисто норманнским коварством, жадностью, диким берсеркерством и ненасытным честолюбием. От Боэмунда Т. отличался тем, что не имел дарований полководца. Его сфера — рыцарские приключения, стремление затмить всех современников каким-нибудь оригинальным и необычайным подвигом. Ср. V. Heineman, "Geschichte der Normannen in Unteritalien" (1894); "Gesta Tancredi in expeditione hierosolymitana" (сочинение, принадлежащее Раулю, капеллану Т.; изд. в "Collection de l'Histoire des Croisades", серия "Historiens", т. III); Kugler, "Komnenen u. Kreuzfahrer" ("Hist. Ztschr.", XVI, 1865); Kugler, "Boemund und Tankred" (1862); "Chanson d'Antioche" (1848), стихотворный рассказ, полный легендарных подробностей. Kugler, "Geschichte der Kreuzzüge" (в изд. Oncken'a, 1891); H. v. Sybel, "Gesch. des I Kreuzzuges" (2 изд., 1881).

А. Г—б.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон, 1890–1907.Полный список использованной литературы